Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1)



Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором – до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, Ломоносов, Державин. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве – не случайно первым опубликованным стихотворением было “К другу стихотворцу” (1814г.), одним из последних – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” (1836г.).
И все-таки необходимо отметить, что в лицейской

лирике эта тема всего лишь намечается – поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода “Вольность” и “Деревня”. В это время тема поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами – особенно ярко это проявляется в “Вольности”; здесь автор декларирует свои цели:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
То есть в данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода – стихотворении “Деревня”. Здесь
автор осознает силу поэтического творчества.
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Необходимо отметить, что, употребляя слово “дар”, Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве.
Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии – стихотворение 1825 года “19 октября”, где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.
Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы – “Пророк”. Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы’.
Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, – накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни – и наделяет его поистине божественной силой “глаголом жечь сердца людей”.
Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего – он познал истину и должен проповедовать ее другим…
Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как “Поэт” и “Поэту”. Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением “Пророка” – здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение – ведь действует он по указанию свыше. Главное – быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ – не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта – его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло.
Как будет сказано в стихотворении “Элегия”, счастье для Пушкина – “мыслить и страдать”; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.
Настоящая награда, по мысли автора, находится внутри самого поэта, в его душе.
Реакция окружающих не должна останавливать глашатая “истин вековых” – даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении “Эхо”, – ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо… Поэт должен проповедовать идеи бога, “жечь сердца людей” своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня.
Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении “Осень” – здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для А. С. Пушкина – значит создавать, а создавать – жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта “Громада” и символизирует не утихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у поэта появляется вопрос:
Куда ж нам плыть?
То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит…
Позже, в стихотворении 1836 года “(Из Пиндемонти)”, Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом:
… чувства добрые я лирой пробуждал
… в наш жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов.
Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание “поэт в России больше, чем поэт”.
Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и Некрасов, и Лермонтов, который напишет продолжение “Пророку”, и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір роздум провчинок людини.
Ви зараз читаєте: Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (1)