Женские образы в романе И. А. Гончарова “Обломов” (1)
Вершина творчества И. А. Гончарова – роман “Обломов”, работа над которым была завершена в 1859 году. В центре произведения – трагическая судьба Ильи Ильича Обломова, безвременно ушедшего из жизни. Это был человек умный, добрый, но безвольный, апатичный, настоящий русский барин, не приспособленный к труду. В системе художественных образов важное место занимают женские характеры. В любви к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной раскрываются качества личности главного героя.
Не случайны совпадения в имени и фамилии персонажей:
Героини различаются по возрасту, происхождению, воспитанию, образованию. Ольга – молодая барышня, дворянка. Ей 20 лет, она рано лишилась родителей, росла в доме своей тетки – светской дамы. Однако девушка не стремится
Ольга “в строгом смысле не была красавица”, но она является воплощением благородства, грации, гармонии. У Ольги удивительный голос, мягкий, “с нервной дрожью чувства”. Автор называет ее глаза “умными”, “ласковыми”. Взгляд Ольги – “зоркий, бодрый, ничего не пропускающий… ” В Агафье Матвеевне Пшеницыной в первую же встречу Обломов обращает внимание не на глаза, не на улыбку, а на ее тело – горло, локти, грудь. О ней он говорит совсем другие слова: “Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка!”
Объединяют Ольгу и Агафью Матвеевну такие черты, как простота и естественность. Ольга в отличие от других светских женщин идет “простым, природным путем жизни”. В девушке нет жеманства, кокетства, лжи, расчета. Она естественна в проявлении мыслей и чувств. В свете Ольга одинока. Ее замечательные качества не ценят “умные и бойкие кавалеры”, а “небойкие” считают ее слишком мудреной и немного боятся. Агафья Матвеевна тоже проста и естественна, бескорыстна, не расчетлива. Простота Ольги согрета высокой духовностью, а в “хозяйке дома” на Выборгской стороне нет поэзии мысли, стремлений познать суть человека и мира.
Обе женщины трудолюбивы. Только в Ольге идет постоянный труд души, а Агафья Матвеевна работает для насыщения плоти. “Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет”.
Обломов в любви к Ольге проявляет лучшие черты личности – нежность, поэтичность, желание духовно развиваться. На Агафью Матвеевну он глядел “… с легким волнением, но глаза не блистали у него, не наполнялись слезами, не рвался дух на высоту, на подвиги. Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей”. Когда Обломов видит сон, то в его воображении возникает идеальная картина семейного счастья: “Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй”. Но тут же звучит ее приглашение: “Чай готов!” Все это уравнивается: “Какой поцелуй! Какой чай!” Ольга условно для Обломова – “поцелуй”, а Пшеницына – “чай”. Ильинская вызывает яркую страсть, “горячку”, а Агафья Матвеевна – спокойное течение чувства.
Ольга – целеустремленная, волевая девушка. В отношениях с Обломовым она лидер. Девушка требует от Ильи Ильича деятельности. Она желает, чтобы Обломов устроил свои дела и не прятался от проблем. Ее не устраивает “голубиное счастье”. Она сама стремится приносить пользу людям, обществу. Агафья Матвеевна не предъявляла Обломову никаких требований. Она нашла наслаждение и смысл жизни в служении новому барину. Пшеницына сравнивается с лошадью, на которую надели хомут. Агафья Матвеевна холит, лелеет Обломова, преданно ему служит. В ее отношении к Илье Ильичу сквозит рабская покорность. Но это подчинение желаниям мужа не тяготит ее.
Ольга постоянно не удовлетворена собой, жизнью. Она стремится к своему “чему-то”. Наконец она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Это творческая личность. И, может, она еще добьется новых проявлений своей богато одаренной натуры. Агафья Матвеевна в своей жизни с Обломовым, наоборот, обрела полный душевный покой: “… лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний”.
Как Захар является двойником Обломова, так и у Агафьи Матвеевны есть своеобразное отражение – Анисья. Жена Захара – “живая, проворная баба… с заботливой улыбкой, с… крепкой шеей и грудью и красными цепкими, никогда не устающими руками”. С Пшеницыной их объединяет хозяйская хватка: “… взаимное влечение Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование”. Обе женщины берут на попечение своих мужей. Захар без Анисьи ни с чем не управляется, а Обломов без Агафьи Матвеевны беспомощен, как ребенок.
У Пшеницыной была такая же, как Захар, неловкая и неумелая кухарка Акулина. Этот женский образ служит для того, чтобы оттенить хозяйственность Пшеницыной, показать, что она любое, даже не приспособленное к жизни растение выходит. И после смерти Обломова Агафья Матвеевна “… по-прежнему была живым маятником в доме: она смотрела за кухней и столом, поила весь дом чаем и кофе, обшивала всех, смотрела за бельем, за детьми, за Акулиной и за дворником”.
Ограниченная Пшеницына преданно и самоотверженно любила своего мужа. Но она же и погубила его своей приземленностью, своим бесконечным уходом за его чревом. В жизни у нее остался другой “барчонок” – сын от Обломова Андрей. Но она его отдала на воспитание Штольцу, подальше от собственной “черноты”. Ольгу с Пшеницыной теперь связывала память о “чистой, как хрусталь, душе покойника” – Обломова.
Центральные женские характеры в романе – это два полюса. Ольга – женщина будущего, свободная и активная, желающая достичь определенных духовных высот, задающая “мятежные” вопросы о смысле жизни. Пшеницына оправдывает свою фамилию. Ее удел – хозяйство.
Мойсей івана франка заповіт українському народові.