Женские образы в творчестве А. И. Солженицына
Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь – это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в его книгах – отдельная судьба.
В таком объемном произведении, как “В круге первом”, написанном в основном о мужских судьбах, женщины
Рассказ “Матренин двор” написан целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа “В круге первом”. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она жила в своем собственном мире. Осуждаемая, непонятая, не такая, как все. “В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..”
У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. У нее нет тяги к философским рассуждениям. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с глубокой душой и праведной труженице. Так, совсем непохожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не вызывают симпатии автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до “странной” Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.
Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством подчеркнута не их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа.
Сам автор, пройдя сложный жизненный путь, повидав много разных людей, создал образ женщины, которая поддержит и поймет, воспримет тебя таким, каков ты есть. Солженицын упоминает “праведника” в рассказе “Матренин двор”, и не случайно. Это относится ко всем положительным героиням. Ведь все они умели смириться и в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Василь симоненко задивляюсь у твої зіниці.