Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ А. Ахматова “Песня последней встречи”: восприятие, истолкование
А. Ахматова “Песня последней встречи”: восприятие, истолкование
Все, что написано А. Ахматовой, выражало ее неповторимое “я”. Ее стиль как бы соединил классическую строгость и ясность стиха с недосказанностью, вниманием к оттенкам чувств. Она пишет о том, что волновало, заставляло страдать людей до нее и будет волновать всегда – о трагедии неразделенной любви, о боли утрат, об извечном страхе перед небытием.
Несчастной любви и ее страданиям принадлежит особое место в содержании ахматовской лирики – не только в том смысле, что несчастная любовь является предметом многих стихотворений, но и в
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: “Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой”.
Я ответила: “Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой… “.
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели
Равнодушно-желтым огнем.
Несчастная любовь приносит много испытаний человеку, который ее переживает: горести, причиняющие смертельные муки и не приносящие избавления смертью; неимоверное воспарение души без возможности спуститься, так что каждый взлет обрывается беспомощным и унизительным падением… Из такого опыта рождаются строки:
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Или:
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Кажется, не будь на усталой женщине, которая произносит эти слова, сдерживающего крепкого панциря слов, живая душа разрушится и распадется на осколки:
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
Эти муки, жалобы и крайнее смирение – не слабость ли это духа, не простая ли сентиментальность? Конечно, нет. Все это свидетельствует не о плаксивости по случаю любовных переживаний, а открывает глубокую лирическую душу, скорее мужественную, а не угнетенную.
Огромное страдание этой совсем не так легко уязвимой души объясняется размерами ее требований, тем, что она хочет радоваться ли, страдать ли – но только по великим поводам. Другие люди ходят по миру, ликуют, разочаровываются, падают духом, но все это происходит здесь, в середине мирового круга; а вот Ахматова принадлежит к тем, кто дошел до его пределов – и почему бы им не вернуться и не пойти обратно в мир? Но нет, они бьются, мучительно и безнадежно, у замкнутой границы, и кричат, и плачут… Такое самозабвение дается не только ценою великого страдания, но и великой любви…
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- А. Ахматова “Смятение”: истолкование, восприятие (Художественная деталь в творческой лаборатории А. Ахматовой) Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов “Вечер”, было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи – все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в […]...
- А. Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь”: Восприятие, истолкование А. Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в солнечной Евпатории и в Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе радость жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть и понимала, что “невозможно жить без солнца телу и душе без песни”. В ее теле жило это солнце, в ее […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Песня” Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал “певцом сердечным утра”. По натуре своей Жуковский не был борцом, его “жалобы” никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […]...
- Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: “Воробей”, “Разговор”, “Нищий” (восприятие, истолкование, оценка) Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина”: восприятие, истолкование, оценка Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов. В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер […]...
- Стихотворение “Я помню чудное мгновенье”: восприятие, истолкование, оценка Александр Сергеевич Пушкин – спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят – “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Вечер” (восприятие, истолкование, оценка) И. Бунин, И. Шмелев – российские литературные гиганты. Они уехали за рубеж от российской неразберихи, террора уже зрелыми писателями. В нобелевские лауреаты зарубежная общественность по литературе выбрала И. Бунина из них двоих, хотя по таланту и тематике творчества Шмелев не уступал. Оба одинаково талантливо славили свой народ и Россию. Показательно то, что прах Бунина недавно […]...
- Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил вас – и все былое… “) (восприятие, истолкование, оценка) Чувство любви всегда волновало Тютчева, являлось для него выражением самых глубоких, самых потаенных сторон человеческой души, самой его сущности. Ведь именно в любви человек способен раскрыться полностью, открыть свои самые лучшие, самые возвышенные качества, осознать самого себя, приблизиться к пониманию смысла собственной жизни. “Я встретил вас – и все былое… ” – одно из самых […]...
- Стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь, луной был полон сад… ” (восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии А. А. Фета. Поэт полагал, что любовь “всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль “. Он создал настоящие шедевры любовной лирики, запечатлев малейшие оттенки этого нежного чувства, зафиксировав беглые настроения и оттенки переживаний лирического героя. “Если счастливо одаренный поэт имеет дар уловить внутренние […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь”: восприятие, истолкование, оценка Стихотворение Бунина “Крещенская ночь” относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год […]...
- Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова… ” (восприятие, истолкование, оценка) Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье… ” (Восприятие, истолкование, оценка) Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего Просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов – рыдающий рояль, Александр Блок – трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин – крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, […]...
- Стихотворение А. Блока “Русь” (восприятие, истолкование, оценка) Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт – лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья, тот, кто в своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной. Александр Блок – в этом […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “… Вновь я посетил… ” (Восприятие, истолкование, оценка) Готовясь к выпускному сочинению и обдумывая темы вариантов, я взяла на заметку стихотворение А. С. Пушкина “… Вновь я посетил… ” по многим причинам. Пушкин давно и прочно занял важное место в моей жизни и в моем круге чтения, в котором “Сказка о мертвой царевне” сменилась поэмой “Руслан и Людмила”, а повесть “Капитанская дочка” – […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок”. (Восприятие, истолкование, оценка) В мировой литературе есть образы, которые живут в произведениях авторов различных эпох: Дон Жуан, Фауст. В мировой поэзии есть “вечные символы” – заря, свеча, муза. Таким символом является и одинокий, носящийся по ветру листок. Стихотворение Лермонтова написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения. В апреле […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Одиночество”: восприятие, истолкование, оценка Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение “Одиночество” (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом […]...
- Стихотворение Н. Заболоцкого “Гроза идет” (Восприятие, истолкование, оценка) И мы должны понять, что есть значок, Который посылает нам природа… Н. Заболоцкий Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик – таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. […]...
- Стихотворение С. Есенин “О красном вечере задумалась дорога… (Восприятие, истолкование, оценка) Чувство родины Основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Александрович Есенин – истинный поэт России. К вершинам творчества он поднялся из глубин народной жизни. С первых дней его окружал мир русских песен, сказок, легенд: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. О чем бы ни писал Есенин, где бы […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина “Властителям и судиям” Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и […]...
- Стихотворение С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу… ” (Восприятие, оценка, истолкование) Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, […]...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно и грустно”. (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “И скучно и грустно” написано М. Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества. Это время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которое так и не завершилось. Смысл новых тенденций в художественном развитии поэта заключается в переходе от отвлеченно-романтических форм выражения своих духовных исканий к […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “К морю” (восприятие, истолкование, оценка) Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической […]...
- Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”: восприятие, истолкование, оценка Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем и кажущуюся простоту, по своему содержанию сложное и глубокое. В первых строчках автор любуется одним из совершенных творений природы – обыкновенным шмелем, случайно залетевшим в комнату (“черный бархатный шмель, золотое оплечье”). Перед нашими глазами словно возникает басовито гудящий пушистый красавец-шмель, который […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” (восприятие, истолкование, оценка) Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении “Памятник” (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, […]...
- Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка) Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра “любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А. С. Пушкине: “Он не замыкается […]...
- Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить… ” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение ” О, я хочу безумно жить” было написано в феврале 1914 года и несмотря на то, что в мире уже назревала первая мировая война, казалось, что Блока это лишь вдохновляет. Возникает ощущение, что герой поэта только что осознал, что он действительно живет, а не существует, бездумно и апатично. И тут же его со всех […]...
- Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина “Фелица” Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770 х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В 1783 г. ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности […]...
- Стихотворение А. А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила… ” (восприятие, истолкование, оценка) В творчестве по-настоящему удивительного русского поэта А. А. Фета каждая строка, каждый звук наполнен невероятной жизнеутверждающей силой, первозданной свежестью и возвышенностью чувств. Его считают настоящим мастером пейзажной лирики. И действительно, Фет писал удивительные стихи о природе, которая никогда не была для поэта лишь набором предметов и явлений, таких как дерево, река, поле, гроза, вечер, звезды… […]...
- Три встречи с любовью (по лирике Пушкина, Тютчева, Блока) Только влюбленный имеет право На звание человека. А. Блок Снова и снова обращаемся к вечной теме. Теме, не имеющей границ, не признающей временной определенности. Вспыхивающей, как взрыв вулкана, врывающейся в земную атмосферу искрой-кометой. Ищущей именно поэта, ибо кто еще так сможет выразить бешеную силу чувства… 1825 год. Псковские леса. Одиночество, замкнутость в маленьком родовом имении. […]...
- Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про… удалого купца Калашникова” не только рассказывает нам об историческом прошлом Руси, но и затрагивает вечные вопросы любви и чести. Царский опричник Кирибеевич молод и красив, “буйный молодец”. Полюбил он купеческую дочь Алену Дмитревну: Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; […]...
- Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем Центральными эпизодами романа М. Ф. Достоевского “Преступление и наказание”, раскрывающими борьбу героя со своей “натурой”, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Не случайно автор сталкивает главного героя со следователем. Именно в этих эпизодах в Раскольникове побеждает человек, “тварь дрожащая”, здесь происходит полное раскрытие преступника и полное его наказание. После совершения убийства Родион Раскольников все еще […]...
- Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина “Цифры” Рассказ И. Бунина “Цифры” нужно читать два раза: один раз в детстве, второй тогда, когда у читателя у самого появятся дети. Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства. Дети и взрослые – люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, […]...
- Анна Ахматова. “Реквием” “Реквием” – одно из самых крупных творений Ахматовой – создан в 1935-1940 годах. Заключительная часть поэмы – эпилог – датируется именно 40-м годом. Однако свет “Реквием” увидел только во второй половине 50-х годов, потому что в 1946 году Ахматову подвергли безжалостной критике чиновники и на долгое время отлучили от литературы. Вероятно, в данном отлучении был […]...
- Аня Тет – Столько воды утекло, с той – нашей встречи Столько воды утекло, с той – нашей встречи, А все же знаешь, зря говорят, что время лечит Мне по прежнему хочется к тебе, час от часу не легче И мои чувства, со временем, кажется только крепче… Вдыхаю запах твоего родного тела И сразу воздух чище, слаще, резче.. Кольнет в груди слегка, там – где-то слева, […]...
- Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова получила наконец признание как великий русский поэт. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, – с так называемым серебряным веком русской художественной культуры. Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы […]...
- А. А. Ахматова “Реквием” (Опыт рецензии) Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Анна Андреевна Ахматова… Это имя сейчас известно, пожалуй, всем, даже нелюбителям поэзии. От прабабушки, татарской княжны Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию Горенко. Родилась Анна Андреевна […]...
- Художественный мир Лескова (мое читательское восприятие) Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором. […]...
- Ахматова и Пушкин Гений А. С. Пушкина, обаяние его личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные им в области стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы не только XIX, но и XX века. Многие современные поэты сформировались под влиянием его таланта, все они были внимательными читателями его произведений, многие внесли свой вклад в исследование его жизни и творчества. “Мне […]...
- Автор и рассказчик в повествовании (По ранним рассказам “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике”) Для меня в Горьком – вся Россия. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так не могу Подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и досконально знал Россию, язык своего народа, потому что общался […]...
Чому життя галілея це пересторога.