Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”
Композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”
Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя Салтыкова-Щедрина.
В конце 70-х годов писатель подошел в своем творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твердых революционно-демократических позициях. Герой задуманного им произведения должен был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического общества. Это человек, “наполненный прахом” саморазрушения. Автор уже обращался к этой теме
История гибели семейства крепостников Головлевых вначале была частью хроники “Благонамеренные речи”, которая в основном посвящена описанию действительности хищника-буржуа Дерунова. Писатель решил выделить из хроники рассказы о семье Головлевых и создал на их основе роман-хронику “Господа Головлевы”. Композиция его была подчинена одной теме – краху крепостничества. Роман начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), затем на протяжении повествования
Образы Головлевых старшего и младшего поколения – яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении. Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников. Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества. Ярко выписан Иудушка Головлев. Писатель сделал его буквально символом всякого паразитизма, человеконенавистничества и реакции.
Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления – все в романе служит одной цели – раскрытию причин гибели строя крепостников. Особенно поражает речь Иудушки – человеконенавистника и блудослова, сотканная из афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, вздохов, лицемерных обращений к Богу, беспрерывных повторений.
Хочу отметить также еще очень важный композиционный момент в романе: автор сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их взаимоотношения с крестьянами. Мне кажется, писатель сделал это для того, чтобы создать еще более безысходный и не гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая действительность как бы сама не выпускает их из ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь.
Присутствует и ощущается читателем в романе и дух самого автора, который всей душой любил угнетенный народ России и боролся за его свободу.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе “Господа Головлевы”(1) На уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина. Прочитав его роман-обозрение “История одного города” и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми писатель показывает бессовестное ограбление народа; критикует либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед властями. Знакомясь с произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман “Господа […]...
- Роман Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – суровый приговор крепостничеству Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” стоит в ряду лучших произведений русских писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного […]...
- “Арина Петровна и ее сыновья” (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”) “Господа Головлевы” – роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее […]...
- Роман Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – суровый приговор крепостничеству (1) В своем выдающемся романе “Господа Головлевы” – Салтыков-Щедрин изобразил историю морального опошления и вымирания семейства помещиков Головлевых. Семейство явилось собирательным художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черти быта, нравов, психологии помещиков накануне отмены крепостного права и после нее. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова “балбес, изверг, мерзавец, подлец, […]...
- История “выморочной семейки” в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” Щедрин назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой […]...
- Что делает Иудушку Головлева “Вечным типом”? (Пороману М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”.) Тип пустослова (Иудушки Головлева) – художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев – тип единственный в своем роде, гениальная находка […]...
- Порок под личиной добродетели (По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”) Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны. Один из самых известных сатирических персонажей Щедрина – Иудушка Головлев, главный герой романа “Господа Головлевы”. Чем же привлек всеобщее внимание Порфирий Владимирович Головлев – благообразный […]...
- Народ и господа в сказках Салтыкова-Щедрина Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. “Диагност наших общественных зол и недугов”, – так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, […]...
- Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головолевы” – суровый приговор крепостничеству Замечательный роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” стоит в ряду лучших произведений русский писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного […]...
- Какие “семейные итоги” подводит М. Е. Салтыков-Щедрин своим романом “Господа Головлевы”? Как это ни грустно, но в “Господах Головлевых” действительно подводятся итоги. Роман – не что иное, как история разрушения, распада одной семьи и проведение “финальной черты”. Собственно, подобного бесславного конца рода и следовало ожидать. Дело в том, что изначально, когда читатель только поверхностно знакомится с членами семейства, становится ясно, что они обречены на гибель. М. […]...
- Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказка – ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин Уже в первые годы жизни человек встречается со сказками. Но сказки Салтыкова-Щедрина адресованы чаще всего “детям изрядного возраста”. Они полны иносказания и гротеска высокого социального звучания. Но ни до, ни после Салтыкова-Щедрина не было таких сатирических, направленных против пороков своего времени сказок. Бессмертный щедринский сказочный […]...
- Тема семьи в романе “Господа Головлевы” “Господа Головлевы” – это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения. Тема семьи становится злободневной. Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий. Вот […]...
- “До какой низости может дойти человек… ” (По роману “Господа Головлевы” ) Салтыков-Щедрин – один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая “свинцовые мерзости жизни”. Его поздний и самый зрелый роман “Господа Головлевы” можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за […]...
- Композиция романа “Война и мир” Какая громада и какая стройность. Н. Н. Страхов “Война и мир” – широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, – говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в […]...
- Композиция романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно […]...
- Сатира в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. […]...
- Композиция и сюжет романа “Петр Первый” Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную, однако, рамками деятельности центрального героя – Петра I, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Действие романа разворачивается на необозримом географическом пространстве: от Черного моря до Архангельска, от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. Вместе с Петром и “птенцами гнезда Петрова” писатель […]...
- Сюжет и композиция романа “Обломов” (1) Роман И. А. Гончарова “Обломов” всколыхнул российское общество 50-60-х гг. XIX в., его без сомнения можно назвать одним из крупнейших событий литературной жизни страны. Внимание читателей прежде всего привлекла острая проблематика романа, литературная элита раскололась на две части, кто-то считал Обломова положительным героем, кто-то проводил сравнение в пользу Штольца. Но в одном сходились все именитые […]...
- В чем непреходящая ценность сказок Салтыкова-Щедрина? Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже, чем обыкновенный человек. Выступая своеобразным эмоциональным “индикатором”, он интуитивно оценивает не только реальность, но и прогнозирует будущее. Писатель-сатирик же, каковым является Салтыков-Щедрин, – […]...
- Краткое содержание Господа Головлевы – Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Господа Головлевы Краткое содержание романа Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет границы и без того обширных своих имений. Заслуга в том всецело принадлежит хозяйке – Арине Петровне Головлевой. Женщина она непреклонная, строптивая, самостоятельная, привыкшая к полному отсутствию какого-либо противодействия. Муж Арины […]...
- Трагическое в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин обогатил русскую сатиру разнообразием жанров и форм. Неожиданная смелость в выборе жанра позволяла по-новому смотреть на мир. Щедрину легко давались и большие, и малые жанры: пародии, сказки, сатирические рассказы, повести и, наконец, роман. Самым любимым и постоянным жанром у автора был цикл, так как он позволял динамично развивать образ, вводить бытовые зарисовки, обличать жизнь. […]...
- Острота политической сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, – капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его “Сказки”, которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную […]...
- Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки “для детей изрядного возраста” – так обозначил свое сатирическое творчество Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Можно было бы добавить и следующие строчки: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.” В пору строжайшей цензуры писатель своими сатирическими сказками давал “добрым молодцам” уроки правды – обличая пороки общества и несостоятельность российского управленческого аппарата. Цензура […]...
- Сюжет и композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”, опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”. […]...
- Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина (1) Сказки – один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”. Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие. Обычно в русских народных […]...
- Сюжет и композиция романа “Обломов” Роман Гончарова “Обломов” строго и отчетливо подчинен делению русского календаря на четыре времени года. Об этом говорит композиция гончаровского шедевра. Начинаются происходящие в нем события весной 1 мая. На лето приходится самое бурное действие – любовь Обломова и Ольги. А заканчивается зимой – первым снегом. Такая композиция романа, вошедшая в годовой цикл, подводит все сюжетные […]...
- Сказки Салтыкова Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что […]...
- Композиция романа “Герой нашего времени” Я – как человек, зевающий на бале, Который не едет спать только потому, Что еще нет его кареты. Но карета готова… М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Его […]...
- Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина (3) Его сказки-та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства. Из доклада царского цензора Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература […]...
- Образы помещиков в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди многих причудливых изгибов жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина (от вице-губернаторства до руководства оппозиционным журналом, от очерков до философского романа) самым удивительным и причудливым оказался, наверное, последний творческий аккорд великого сатирика – книга “Сказки”, составленная из тридцати двух произведений. Именно этому циклу отдал писатель последние годы своей жизни, и сказки не только упрочили славу их […]...
- Диагноз наших общественных зол и недугов (по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина) Сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина свойственны политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. В жанре гротеска наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской прозы. М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые произведения писателя были […]...
- Значение сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна… М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно. Многое из того, что произошло в политической жизни нашей страны уже в нашем веке, было […]...
- Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение История духовного перевооружения, перестройки Александра Адуева состоит из ряда разнородных эпизодов. Автор как бы вглядывается в “даль туманного романа” и видит новые и новые повороты судьбы своего героя, неожиданные проявления его личности. Жизнь Адуева-младшего открывается зрению не только читателя, но, как кажется, и автора не в виде прямого и логичного пути, а наподобие реки с […]...
- Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, […]...
- Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” и “Дикий помещик” М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и осмеянию: в “Истории одного города” – это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть […]...
- Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени. К жанру сказки Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869 […]...
- Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (2) Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина? Во-первых, сказки Салтыкова остро социальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке. Например, […]...
- Композиция романа “Герой нашего ввремени” и ее роль в раскрытии личности Печорина Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа “Герой нашего времени”, – нарисовать образ своего современника, “каким он его понимает и… часто встречал”. Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим “силам необъятным”. Роман состоит из пяти частей, действие в которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются […]...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей. Творчество Щедрина связано с традициями его гениальных предшественников: Пушкина (“История села Горюхина”) и Гоголя (“Мертвые души”). Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в […]...
Про що повість тараса шевченко тарасова ніч.