Смех – единственное честное лицо в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
Тридцатые годы прошлого столетия – время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за “Вечерами”, “Миргородом”, “Арабесками” он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы – бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он “решился собрать в
Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. “С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!” – писал известный
За комическим, почти водевильным сюжетом в “Ревизоре” все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в “немой сцене”. Комический эффект основан на “недоразумении”. Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда – за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и “Вверенное” их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий “рок”, возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут.
В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. “Характер Хлестакова, – скажет Белинский, ” … развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости”.
За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.
Гоголь не вывел в своей комедии “положительного героя”. Он писал в “Театральном разъезде”: “Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь”. Положительное начало в “Ревизоре” – смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то “честное лицо”, которое определяет смысл комедии.
“Смех” в “Ревизоре” проникнут верой в “светлую природу человека”, в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. “Немая сцена”, завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество “правосудия”, торжество высшего нравственного начала.
Образ пузиря у 21 столітті.