“Я дух, всегда привыкший отрицать” (по трагедии Гете “Фауст”)
Я отрицаю все – и в этом суть моя…
Короче, все, что злом ваш брат зовет, –
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это все – моя стихия.
Гете “Фауст”
Путь к созиданию проходит через разрушение – так понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы Гете “Фауст”. И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель – злодей, соблазнитель, толкающий Фауста на
Однако образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек, использует лишь на то, “чтоб из скотов скотиной быть”. Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести “путем превратным за собою”, вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь
Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом, он является движущим началом трагедии.
Часть вечной силы я,
Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
… Я отрицаю все, и в этом суть моя…
Эта характеристика как нельзя точно отражает сущность самого процесса познания, с его противоречиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой:
Достойно гибели все то, что существует.
В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения – борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь сбить Фауста с верного пути, в действительности Мефистофель, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Ведь, как писал Н. Т. Чернышевский: “С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям”.
Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменная, не развивающаяся. С издевкой отмечает приверженность людей мертвым догмам и пустым фразам:
Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются…
Он, отрицающий все, подвергающий сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни:
Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!
Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы.
Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения.
Твір на темц відпочинок.