Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”) (1 вариант)
Творчество Н. В. Гоголя оказало большое влияние на русскую литературу. Демократизм и гуманизм его произведений, обращение к повседневным явлениям жизни, создание ярких типичных характеров, соединение лирических и сатирических мотивов сделало его наследие по-настоящему бесценным. Так, огромным социальным и гуманистическим содержанием наполнена его повесть “Шинель”, где он развивает давно волновавшую его тему беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Основной мыслью произведения становится мысль о “маленьком”
История Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”, – это история жизни и гибели человека под властью социальных обстоятельств. Бюрократическая система доводит героя до полного отупения, ограничивая весь смысл его существования переписыванием нелепых казенных бумаг. Не удивительно, что Башмачкин, поставленный в такие условия, переживает своего рода “озарение” в истории с шинелью, которая стала его “идеальной целью”, наполнила смыслом его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на пошив шинели,
Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное”. Но в предсмертном бреду он переживает еще одно “озарение”, произносит никогда не слыханные от него ранее “самые страшные слова”.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Теперь начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого генерала. Автор прибегает здесь к фантастике для того, чтобы глубже раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке, представителе “низшего класса” общества.
Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения – черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку. Так, символичен образ генерала, изображенного на табакерке Петровича, “генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки”. Это символ власти, потерявшей лицо, утратившей “образ Божий”. Характерным является и образ будочника, который видел собственными глазами, “как показалось из-за одного дома привидение… он не посмел остановить его, а так шел за ним… ” Этот образ – образ блюстителя власти на самом низшем, но и самом беспокойном ее уровне, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией – также глубоко символичен.
Основную мысль этой повести Гоголь позже развивает в “Выбранных местах из переписки с друзьями”. Это помогает нам глубже понять замысел произведения: “… у редкого из нас доставало столько любви к добру, чтобы он решился пожертвовать из-за него и честолюбием, и самолюбием, и всеми мелочами легко раздражающегося своего эгоизма и положил самому себе в непременный закон – служить земле своей, а не себе, помнить ежеминутно, что взял он место для счастия других, а не для своего”. Таким образом, этот вывод, заключенный в подтексте “Шинели”, касается не только маленького человека, мелкого чиновника, не только “значительного лица”, но и всего Российского Государства во главе с самим Государем.
Вірші про вікна морозні.