Деревенская тема в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”
Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В
Из отдельных деталей складывается в рассказе целостный образ русской деревни. Вот, например, название места действия – станция Торфопродукт. Оно показывает нарушение, искажение исконно русских традиций. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.
А. И. Солженицын показывает, как постепенно произошла в деревне подмена интересов конкретного человека
Все это привело к тому, что произошло смещение, искажение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. “Как получилось, – горько размышляет автор, – что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо”. Жадность, зависть друг к другу, озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, “все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг с другом, спорили”.
Сцена похорон Матрены – центральный момент в рассказе. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила Матрена всю жизнь. И оказалось, что уходит она из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился а своего рода политику, обрядовые нормы неприятно поразили своей “холодно-продуманной” упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, “совсем уже не о Матрене”. По обычаю пропели “Вечную память”, но “голоса были хриплы, разны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства”. Смерть героини – это рубеж, это обрыв нравственных связей.
Все, что говорит А. И. Солженицын в рассказе “Матренин двор” о судьбах русской деревни, показывает, что его творчество было не столько оппозицией к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества. Он стремился вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.
Вірш задивляюсь у твої зіниці.