Дворянство в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”

Эгоистичные, как дети, и дряблые, как
Старики, они опоздали вовремя умереть
И ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего
Не понимая.
М. Горький
Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была создана в 1903- 1904 годах. Относительно ее жанра – что это – драма или комедия? – спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что “Вишневый сад” – это “памятник над могилой симпатичных

белору чек”.
Проблематика пьесы явилась откликом на вопросы, волновавшие русское общество перед революцией 1905 года. Основная тема пьесы – гибель дворянского гнезда. В ней глубоко затронуты вопросы гибели старого уклада жизни. А вишневый сад – это символ старой помещичьей России. Он переходит в руки новых владельцев вместе с самой Россией. Гибель дворянского класса была исторически закономерна. Остатки феодально-дворянского строя должны были рухнуть и рухнули под напором капитализма. Победа Лопахина над Гаевым и Раневской – вторая тема пьесы. В образах Трофимова и Ани представлена
Россия будущего. Это третья тема пьесы, хотя даже сам Чехов признавал, что она не “прописана” до конца. Кто же такие эти “симпатичные белоручки”? Вишневый сад дорог его владельцам – Раневской, Гаеву, дорог как воспоминание о детстве и молодости, благополучии, о легкой, изящной жизни. Они плачут о потере сада, но, фактически, именно из-за их неспособности выйти из своих финансовых проблем они отдают свой любимый сад под топор. Поэзия вишневого сада и его “дворянское прошлое” заслоняют от них жизнь и требования нового времени. Лопахин правильно называет их “легкомысленными, неделовыми, странными людьми”.
На первый взгляд Раневская кажется милым и привлекательным человеком. Личная жизнь ее сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и продолжает обирать. Чувства ее выражаются несколько преувеличенно, что заставляет усомниться в их силе и глубине. Несколько странно выглядит восхищение “шкафиком” и “столиком”. Раневская умна и способна трезво сама себя оценить, но ничего изменить и исправить не умеет. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время как бедная Варя экономит на еде, но продолжает сорить деньгами. Она привязана к Ане и Варе, но уезжает, фактически оставив их на произвол судьбы, забрав последние деньги. Даже ее любовь – это тоже своего рода отрыв от реальности, ибо эта любовь к человеку подлому и бесчестному. Скорее всего, как и со своими экономическими проблемами, она не в силах в ней разобраться, так как “плывет по течению”. И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей сентиментальности, безволии в ней есть бескорыстная доброта, широта натуры, способность к искреннему, горячему чувству. Ее искренне любит Петя Трофимов, а Лопахин говорит, что она хороший, легкий, простой человек.
Гораздо мельче Раневской ее брат Гаев. И он способен говорить простые, искренние слова и со стыдом понять собственную глупость и пошлость. Но недостатки сестры-легкомыслие, непрактичность, безволие – доходят у Гаева до карикатурных размеров. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, а Гаев в порыве умиления произносит перед ним речь в “высоком стиле”, впадая в слезливый восторг. В собственных глазах он – аристократ самого высокого круга, которому мешают “грубые” запахи. Высокомерно относится он к людям, которые ниже его по происхождению, хотя и понимает, что такие, как Лопахин, скоро вытеснят его и из вишневого сада, и из жизни.
Единственное, на что действительно способен этот либеральный барин, это много и красиво говорить, строить неосуществимые планы, напоминающие маниловские. На протяжении пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, большое душевное потрясение, лишаются дома, семьи, но так и остаются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, сделать что-нибудь полезное. В конце пьесы они приходят не только к разорению, но и к краху духовному. Они вольно или невольно предают все, что, казалось, было им дорого: и сад, и родных, и верного Фирса, которого забывают в запертом барском доме.
Раневская возвращается в Париж к своей нелепой “любви”, а Гаев, вполне примирившись с происшедшим, пойдет служить в городскую управу. И все же понимаешь и принимаешь ту тихую грусть, которой пронизана вся пьеса. Грусть о погибающем прекрасном саде, об уходящих милых, добрых, несколько эгоистичных, ни к чему не способных людях, которых, как понимал Чехов, ничего не ждет впереди.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Караюсь мучусь але не каюсь.
Ви зараз читаєте: Дворянство в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
Copyright © Українська література 2024. All Rights Reserved.