“Певец во стане русских воинов” как отображение гражданского и поэтического кредо В. А. Жуковского
Хвала возвышенным певцам!
Их песни – жизнь победам;
И внуки, внемля их струнам,
В слезах дивятся дедам.
В. А. Жуковский
Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на помощь поэзию. Тогда на долю пассивным романтикам остается лишь область мечтаний и грез, прекрасных художественных картин и загадочных образов.
Но хотя гуманистические
Монархист по политическим убеждениям. Замечательный поэт и переводчик по предназначению Божьему и великому дару судьбы. Наставник великих князей и, следовательно, царский вельможа по должности. Старший друг и учитель Пушкина, покровитель Тараса
Он выбрал для переводов те баллады Шиллера и Гете, где воспевались смелость и мужество и осуждались коварство и деспотизм, в каких бы видах они ни проявлялись: “Ивиковы журавли”, “Кубок “, “Перчатка”, “Суд божий над епископом”. Когда настала суровая година – Отечественная война 1812 года, – Жуковский, будучи очень штатским человеком, записался в народное ополчение. Иначе просто не мог: враг угрожал его Родине. Стихотворение “Певец во стране русских воинов” первоначально имеет подзаголовок: “Писано после отдачи Москвы перед сражением в Тарутине” – то есть в начале октября 1812 года. Оно еще в рукописных списках попало в действующую армию и заучивалось наизусть.
Жуковский изобразил Певца (читай: поэта), представляя себе его роль и предназначение на войне. Вопреки словам древних: “Inter arma, tacent musae” (Во время войны музы молчат), его Певец, подобно древнегреческому Тиртею и древнерусскому Бояну, воодушевляет воинов. Стихотворение представляет собой торжественный диалог – что-то вроде древнегреческого драматического выступления, где Певец начинает, а Воины (как хор) подхватывают его слова. Он как бы ведет их за собой. Певец делает воинов во сто крат сильнее, напоминая им о доблести предков, о славных победах:
… Дух отцов воскрес в сынах;
Их поприще пред нами…
Мы там найдем их славный прах
С их славными делами.
Рядом с солдатами и офицерами в 1812 году выступают князья Святослав и Дмитрий Донской, Петр Первый и “грозный наш Суворов”, а вслед за ними современные вожди – “могучие”, “бодрые”, “витязи”, “герои”, “чести сыны”, “отважные орлы”, ведущие за собой “крылатые полки”.
О каждом из них Певец говорит с гордостью: “Наш”, описывая его подвиги. И торжественно-высоко, вдохновенно-звонко звучит устаревшая церковнославянская лексика:
Он пал – главу на щит склонил
И стиснул меч во длани.
Где жизнь судьба ему дала,
Там брань его сразила;
Где колыбель его была,
Там днесь его могила.
Воины подхватывают слова Певца:
Вожди славян, хвала и честь!
Свершайте истребленье,
Отчизна вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Певец сумел показать защитникам Отечества, что такое “родина святая”, затронуть заветные струны в сердце каждого:
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки…
Там все – там родных милый дом;
Там наши жены, чада.
Насколько современно звучат эти строки сейчас! Понимаешь, что за это будут сражаться, не жалея жизни, и знаешь, что
… В чадах и родине любовь
Зажгут отцов могилы.
Певец сознает, что “арфой ополченный” может встретить смерть, находясь в стане воинов, но он уверен, что
Останется привычный глас
В осиротевшей лире,
Что другие певцы продолжат его дело, “добудут жизнь победам”.
И мы понимаем, что, призывая идти
Смело в бой кровавый
Под вихорь стрел, на ряд мечей,
За смертью иль за славой,
Певец и сам пойдет с ними, не прячась за чужие спины. Его
Слово – тоже оружие в этом бою, тоже поступок.
Как слова и поступки Рыцаря Литературы поэта Василия Андреевича Жуковского, ратовавшего за родину и своих друзей и не боявшегося вставать на их защиту.
Любіть україну.