Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”



Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, – лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение – поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения – не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь.
Пушкин и сам шагнул на страницы романа

“Евгений Онегин”, стал рядом с героями, рассказывая о личных с ними встречах и беседах. Именно со слов автора мы во многом узнаем характер Онегина, именно его воспоминания и оценки становятся для читателя приметами времени. Лирические отступления в романе – не просто милые воспоминания из жизни автора, не только вспышки его яркой личности, а правдивейшие и ярчайшие иллюстрации русской жизни первой четверти XIX столетия, написанные величайшим художником, ростки, из которых, чудно переплетаясь, складывались, вырастали картины жизни.
Например, лирическое отступление о женских ножках – вроде шуточное,
забавное, словно наброски на полях черновика, которые нечувствительно чертит рука, пока разум рождает мысль, пока складывается строка. Но его окончание о юношеской влюбленности: Я помню море перед грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я хотел тогда с волнами
Коснуться милых ног твоих!
Не случайная вспышка-видение юной Марии Раевской, а важная деталь повествования, потому что именно к трагической судьбе этой гордой и отважной женщины Пушкин вернется не раз. Разве не ее самоотверженность и уважение к мужу зазвучат в последнем ответе любимой героини Пушкина – Татьяны! Именно ее верность и самопожертвование, умение жить долгом перед близкими символизирует для поэта душу русской женщины. Или лирическое отступление о Москве, о наполеоновском нашествии 1812 года, пронизанное чувством гордости за то, что
… не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Гордость за свою столицу, за свою родину, чувство сопричастности к ее истории, ощущение себя ее неотъемлемою частицей свойственны русскому характеру пушкинского современника и единомышленника. С этого-то и выросло желание изменить государственные устои, отсюда декабристы проложили путь на Сенатскую площадь и на рудники Сибири. В лирических отступлениях мы видим сплетение личного с общественным, голоса сердца и души и призывы разума. Вот еще одно лирическое отступление – в начале VIII главы. Итог отдельного отрезка жизни и творчества, когда муза
Воспела
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны,
Когда поэт гордо говорит:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Сразу вспоминаешь, что у Державина и Пушкина много общих тем в поэзии и одна из них – “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… “. Нет, не лишни лирические отступления. В гениальном романе гениального русского поэта нет ничего “лишнего”, потому что “энциклопедия русской жизни”, написанная великим поэтом и яркой личностью, сложена из событий, осмысленных его разумом, и чувств, будораживших его душу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



П'ятнадцятирічний капітан скорочено скачати.
Ви зараз читаєте: Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”