Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Роль портрета в романе Л. Н. Толстого “Воскресение”
Роль портрета в романе Л. Н. Толстого “Воскресение”
Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, контраста между простым народом и представителями высшего общества.
Эту мысль можно доказать на примере повседневной
В самом начале романа Толстой дает нам некоторое представление о скитаниях, злоключениях, и унижениях Масловой. В конце концов, после всех мытарств она попадает в дом терпимости: “Масловой предстоял выбор: или унизительное положение прислуги, в котором, наверное, будут преследования со стороны мужчин и тайные временные прелюбодеяния, или обеспеченное, спокойное и хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние, и она избрала последнее, она этим думала отплатить и своему соблазнителю, и приказчику, и всем
Совсем по-другому прожил все эти годы ее соблазнитель – Дмитрий Нехлюдов. Толстой рассказывает о нем сразу же после истории Катюши. Тут и проявляется особая роль портрета, который позволяет создать у читателя впечатление о том, что жизнь одного человека – это жизнь всего общества, которому он принадлежит: “Он спустил с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю со спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, духов. Там он вычистил особенным порошком пломбированные во многих местах зубы, выполоскал их душистым полосканьем, потом стал со всех сторон мыться и вытираться разными полотенцами. Вымыв душистым мылом руки, старательно вычистив щетками, отпущенные ногти и обмыв с большого мраморного умывальника себе лицо и толстую шею, он пошел еще и в третью комнату у спальни, где приготовлен был душ. Обмыв там холодной водой мускулистое, обложившееся жиром белое тело, он надел чистое выглаженное белье и как зеркало вычищенные ботинки”. До чего не похоже это описание на тусклые картины жизни Маеловой и подобных ей.
Таким образом, портрет в романе “Воскресение” призван показать не только особенности какого-либо одного героя, но и отдельный класс, им представленный.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и особенно по той роли, которую он сыграл в судьбе Пьера Безухова. Платон Каратаев помог ему понять смысл жизни, обрести согласие и мир с самим собой и людьми. В образе Платона […]...
- Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в “Анне Карениной” психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Главной особенностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии […]...
- “Воскресение души” (По роману “Воскресение”) Десять лет Лев Николаевич Толстой работал над романом “Воскресение”. Критики называли его самым зрелым произведением писателя. Толчком к написанию романа послужил рассказ прокурора А. Ф. Кони об обманутой девушке Розалии. Однако рассказ Кони послужил лишь зерном для создания “Воскресения”. Произведение в целом и образы развивались на основе личного жизненного опыта писателя. Князь Нехлюдов – главный […]...
- Роль портрета героя в его характеристике на примере романа “Преступление и наказание” Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком… Ф. М. Достоевский В своих романах и повестях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и […]...
- Роль антитезы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе “Война и мир” очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы […]...
- Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два […]...
- Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева – мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно. Россия с ее необъятными просторами никогда не была урбанизированной страной. Жизнь людей всегда была тесно связана с природой и во многом зависела […]...
- Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени (с 1805 по 1821 годы), в центр внимания читателей автор ставит исторические факты (война 1805-1807 годов, Отечественная война 1812 года), героями являются реальные исторические личности. Меня же больше привлекают в […]...
- Капитан Тушин и его роль в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила – это народная сила, источником которой был народный патриотизм. Народ в романе появляется всегда, когда речь идет о судьбе всей […]...
- Особенности портретных описаний в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Важным ключом к характеру героя является его портрет. В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт. Так как для Толстого важна его собственная формула бытия: “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, – то и своих героев он оценивает […]...
- Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” В поэме Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по замыслу поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, […]...
- Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, “диалектику души” героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого […]...
- Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (2) Толстой в своем романе “Война и мир” представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, […]...
- Краткое содержание Воскресение – Толстой Лев Николаевич Воскресение Краткое содержание романа Как ни стараются люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жмутся, как ни забивают камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищают всякую пробивающуюся травку, как ни дымят каменным углем и нефтью, – весна остается весною даже и в городе. […]...
- Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Особую роль в […]...
- Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (1) В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, “диалектику души” героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого […]...
- Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события, русские художники второй половины XIX века старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном ее виде. Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева […]...
- Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (2) Лев Николаевич Толстой как писатель-реалист и как создатель ‘ романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в различных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно. И смерть у Толстого также неоднозначна: это и смерть как составляющая […]...
- Внутренние монологи героев как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (1) В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” широко представлены все формы психологического анализа состояния героев: портреты, речь и поступки героев, пейзаж, внутренние монологи и др. Остановимся подробнее на последнем художественном приеме где ярче всего проявляется мастерство писателя передавать тончайшие переживания, что и дало повод Н. Г Чернышевскому назвать эту сторону таланта Толстого “диалектикой души”. […]...
- Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, […]...
- Утверждение общечеловеческих ценностей в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Произведения искусства всегда историчны: они неразрывно связаны с конкретной эпохой, с общественной обстановкой страны, в которой формировался и действовал художник. Великие художники, ставя и исследуя вопросы своего времени, существенные для своего народа, открывали в них то, что жизненно важно для всего мира. Идеи, чувства, образы, в которых глубоко и совершенно выразилась жизнь определенного народа, его […]...
- Нравственная эволюция Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов – один из самых любимых героев Л. Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Одним из ценных качеств человека Л. Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию. Поэтому мы видим, что его любимые герои – […]...
- Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (1) Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной […]...
- Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу – это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) – наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее и литературе, сделали для нее то же самое, […]...
- Роль личности в истории. (По роману А. Н. Толстого “Петр Первый”) Создавая роман, А. Н. Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция… , установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”. Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление […]...
- “Настоящая жизнь” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” “Настоящая жизнь”… Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое значение слова “настоящая” заключается в понимании жизни как жизни сейчас, в Данный момент, жизни сегодняшним днем. Но в выражении “настоящая жизнь” скрыт более глубокий смысл. Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действительно ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна […]...
- Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (3) Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу – это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) – наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для не то же самое, […]...
- Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” … так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) – одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”. О чем же говорит Мефистофель и какое отношение к истории Мастера и […]...
- Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как реки”, “человек текуч” – вот что лежит в основе взглядов Л. Н. Толстого на человека. […]...
- Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий. Эти особенности позволяют Толстому показать себя мастером портретной характеристики. Каждый, даже малозначащий или эпизодический персонаж, требует […]...
- Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (2) Теперь, когда роман “Война и мир” мной прочтен и обдуман, я спрашиваю себя: только ли он о войне с Наполеоном и о мире после победы. И отвечаю – нет, он еще и о смуте в душе, и о мире в душе. Душа – это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано […]...
- Тема личного счастья в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Счастье – это когда тебя понимают. Л. Н. Толстой Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа – все это ярко отразилось на […]...
- Значение образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями […]...
- Красота человеческих отношений в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, […]...
- Народ и личность в романе Л. Н. Толстого – “Война и мир” Известно, что основой “Войны и мира” Л. Н. Толстой считал “мысль народную”. “Я старался писать историю народа”, – одно из знаменательных высказываний автора о своем романе. Однако Андрею Болконскому и Пьеру Безухову писатель отвел в “Войне и мире” совершенно особую роль, едва ли не главную. Всякая попытка сравнения или противопоставления Андрея и Пьера была бы […]...
- Значение образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями […]...
- Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” построен на антитезе. В этом произведении мы наблюдаем сосуществование противоположностей, их борьбу и их сочетание, называемое жизнью. Борьба и сочетание противоположностей берут начало в названии романа и наполняют его вплоть до последних строк эпилога. Толстой противопоставляет войну и мир, необходимость и свободу, смерть и жизнь. Но не существует […]...
- Принцип антитезы и ее роль в романе “Обломов” Роман “Обломов” написан накануне реформ, в 1859 г. В ожидании изменений в обществе появлялись новые взгляды, новые оценки событий в окружающей действительности. В своем романе Гончаров хотел противопоставить две культуры: русскую и западную, поэтому неслучайным явилось то, что все произведение строится на принципе антитезы. Предреформенная эпоха позволила автору противопоставить в своем романе два разных идеала […]...
- Тема Наполеонизма в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. Так, по словам Гегеля, “великие люди являются проводниками мирового разума… “. Однако в романе “Война и мир” Л. Н. Толстой, убежденный, что история есть “бессознательная, общая, роевая жизнь человечества… “, отрицает ведущую роль личности в историческом […]...
Вірш івана франка човен.