Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой “Реквием”

Поэма А. Ахматовой “Реквием” – особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. “Реквием” – это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты. То, что выходило из-под ее

пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем – это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой…
Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о “свойственном всем нам оцепенении”. Предисловие к поэме, как и эпиграф, – ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то “Реквием” Моцарта, “по заказу”. Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот “заказ”,
этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, – ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.
У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии – по Иисусу, России – по миллионам погибших ее детей. В поэме показано единство всех женщин – всех страдающих матерей, от Богоматери, “стрелецких женок”, жен декабристов до “царскосельских веселых грешниц”. И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба:
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице… Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный – мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою)…
В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы. В ней “царскосельская веселая грешница” глядит в глаза той, “трехсотой, с передачею”, – это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно “сердце пополам” и две половины – это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Так и проходит она этот путь – по кругам ада все ниже и ниже,
И женские фигуры на пути
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять
Как памятники страданию. А потом – резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени. Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают:
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться. Но поэтесса – оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником – памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей… Такова мука матери из-за распинаемого сына – мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше… “Каменное слово” падает на “живую грудь”, душа должна окаменеть, и когда “надо память до конца убить”, то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это “надо” И как спокойно, по-деловому звучит: “Справлюсь с этим как-нибудь… ” и “У меня сегодня много дела!”. Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник (“душа окаменела”), и “снова научиться жить” – значит научиться жить с этим… “Реквием” Ахматовой – подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что “соткан” из простых, “подслушанных” слов. “Реквием”, исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Аналіз твору мина мазайло.
Ви зараз читаєте: Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой “Реквием”
Copyright © Українська література 2024. All Rights Reserved.