Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) (2 вариант)
Украина, занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, с давних времен привлекала соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с закабалением. Они бежали в менее заселенные степные районы Юго-восточной Украины, выражая таким образом свой протест против украинских, литовских и польских феодалов. Особенно много беглых крестьян
А запорожская вольница созревала тем временем для откры
Той борьбы. Гоголевская Сечь тысячами нитей связана со всем
Украинским народом. И судьбы героев повести раскрываются в
Единстве с народным движением.
“Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал, – пишет Гоголь, – но в случае войны и общего движенья в восемь дней… набиралось такое войско,’ какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы”. Это была несметная сила, которую поддерживал весь народ. Воины шли отовсюду: “от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов”. Одним из полков в этой армии командовал Тарас Бульба. Автор рисует Сечь “своевольной республикой”, “откуда разливается воля и козачество на всю Украину”. Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и “с жаром фанатика предавался воле и товариществу”.
Гоголь называет казачество “широкой разгульной замашкой русской природы”, в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи “о товариществе” говорит о “лучших русских витязях на Украине”. Славят боевое товарищество Запорожской Сечи и Мосий Шило, и Бовдюг, и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие “добрые козаки”. “Соблюсти товарищество” – “первый долг и первая честь козака”.
Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести – героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу “поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, – поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию… “
На страницах повести перед нами проходит целая галерея народных характеров, проникнутых глубоким патриотическим чувством, сознанием величия того дела, которому служат. Это и Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, и Бовдюг, страстно призывающий к “товариществу”, и Мосий Шило, попавший в плен к туркам и затем обманувший их и вызволивший из вражеского плена своих товарищей, и Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: “Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы”. О каждом из этих героев мог народ сложить вдохновенную песнь. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, но было и общее, что роднило их, – беззаветная преданность идеалам Сечи и родной земле.
Характеры героев раскрываются во всей своей полноте в военных сценах. Вымуштрованному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает сам за себя, писатель противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев, подчеркивая слитность, общность и мощь всей запорожской рати.
Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги – с жестокостью. Но такое тогда было время. “Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы”, – пишет Гоголь.
В “Тарасе Бульбе” нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором “раскрыл доподлинную историю народа”, или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал “всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ “.
Проблематика новели залiзний острiв.