Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница”

До 1921 года Андрея Платонова в литературной среде знали как поэта и журналиста, но в конце 1921 года в его судьбе произошел резкий поворот: он отказался от журналистики и перешел на работу в Воронежское губернское земельное управление, где прослужил до 1926 года. Свое решение Платонов объяснил так: “Засуха 1921 года произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление, и, будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой”. Андрей Платонов стал свидетелем навсегда ужаснувшего его голода в Поволжье, куда он был направлен с бригадой помощи голодающим. С этого времени зловещий образ голода стал появляться во многих его произведениях.
“Должен сказать, – писал позже Андрей Платонов, – что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим”. Из его объяснения, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: “Писать надо не талантом, а “человечностью”- прямым чувством жизни”.
Платонов приходит к мысли о преимуществе практической деятельности перед “созерцательной” и поддерживает концепцию искусства-жизнестроения. Писателю оказалась близка главная идея эстетики авангарда

о вмешательстве искусства в переустройство жизни, он считал, что искусство должно создавать проекты “организации” природы. По словам Платонова, “совершенная организация материи по отношению к человеку” означала достижение гармонии в отношениях природы и человека: объединение человечества и слияние его с Вселенной.
Свои преобразовательные проекты Платонов старался приблизить к реальности. В лучших рассказах 1920-х годов – “О потухшей лампе Ильича”, “Родина электричества”, “Песчаная учительница”, в повести “Епифанские шлюзы” отразился опыт практической работы автора в воронежском Губземуправлении.
В этих произведениях платоновский герой-энтузиаст, охваченный новым знанием о мире, убежденный, что техника может решить все проблемы, лицом к лицу встречается с природной стихией: природой и человеком, живущим по ее законам. Люди – природная масса, подчиненные биологическим ритмам мира, сопротивляющиеся вместе с природой, вместе с ней противостоящие подвижнику-одиночке, – ситуация, на первый взгляд, почти безнадежная.
Платонов пришел к первому серьезному противоречию между своими ранними идеями и теориями и реальностью жизни. Но писатель сумел извлечь корень проблемы: человек должен бороться за человечное в человеке – вот путь покорения природы.
Героиня “Песчаной учительницы” – “двадцатилетняя Мария Нарышкина”, выпускница Астраханского педагогического института – попадает на работу в село Хошутово, расположенное среди песков, “на границе с мертвой среднеазиатской пустыней”.
Приехав на новое место работы, она видит “селение в несколько десятков дворов, каменную земскую школу и редкий кустарник – шелюгу у глубоких колодцев”. Селение постепенно заносило песком, и крестьяне каждый день “работали, очищая усадьбы от песчаных заносов”. Это был “тяжкий и почти ненужный труд, – потому что расчищенные места снова заваливались песком”. “Усталый, голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли”.
Оказавшись в ситуации борьбы с враждебными силами природы, Мария пытается в скромных масштабах реализовать излюбленную платоновскую метафору превращения пустыни в сад: она сажает кустарник, который защищает село от песков. Причем делает это так, что не возникает сомнения в успехе ее начинания. Уже во внешнем облике ее чувствуется сила и упорство в достижении цели. Мария Никифоровна выглядела как “молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами”.
Освоившись на новом месте, Мария Никифоровна начала обучение в школе, но ребята “ходили неисправно” – “то пять человек, то все двадцать”. Зимой нищим крестьянам не во что было ни обуть, ни одеть детей. “Часто школа совсем пустовала. Хлеб в селе подходил к концу, и дети… худели и теряли интерес к сказкам. Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать”. Но сдаваться Мария Никифоровна не собиралась. Она долго думала, что же ей предпринять для спасения этого умирающего села. “Было ясно: нельзя учить голодных и больных детей”. Крестьянам школа была не нужна: “Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела”. “И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю,”.
Не сразу, “с большим трудом”, но “удалось Марии Никифоровне… устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью”. И изменения не заставили себя ждать: прошло совсем немного времени, а шелюговые посадки уже окружили огороды от ветров и сделали уютными “неприветливые усадьбы”. Жители села стали жить лучше – теперь “шелюга дала жителям топливо” и “прут, из которого они научились делать корзины, ящички… стулья, столы и прочую мебель”. “Переселенцы в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей”.
Но на третий год жизни учительницы в селе пришли кочевники со своими стадами, и через “трое суток ничего не осталось ни от шелюги, ни от сосны – все обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников. Вода пропала: кочевники ночью пригоняли животных к колодцам села и выбирали воду начисто”. На ее слова о происшедшем вождь кочевников ответил: “Кто голоден и ест траву, тот не преступник”.
Когда Марию Никифоровну решили перевести в другое село – Сафуту (для того, чтобы там поселились кочевники, и посадки русских истреблялись все реже), она огорчилась: “Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..” Но затем “вспомнила умного спокойного вождя кочевников, сложную и глубокую жизнь племен пустыни, поняла всю безысходную жизнь двух народов” и оптимистично и спокойно сказала: “Ладно. Я согласна… Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой… Приеду не по песку, а по лесной дороге. Будьте здоровы – дожидайтесь!”
Завокроно был удивлен решением Марии Никифоровны, ведь, по его убеждению, эта необыкновенная женщина могла бы “заведовать целым народом”, а не только школой. “Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно… Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево… “
Благородной и сильной оказалась не по годам мудрая и рассудительная героиня рассказа “Песчаная учительница” Мария Никифоровна, не побоявшаяся новых трудностей ради благополучия Человека. По словам Ф. Сучкова, “на красный свет шел Платонов во всех своих работах, и, на радость всем нам, чистота понимания человеческой души, святое отношение к описываемым явлениям были у него равны писательскому размаху. Это и обеспечило исключительную красоту, редкую человечность удивительной прозы Платонова”, достойное место в которой занимает рассказ о мужественной “песчаной учительнице”, обладавшей сильным характером и безграничной любовью к людям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Толстой создатель жанра романа-эпопеи.
Ви зараз читаєте: Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница”