“Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой” (Д. С. Лихачев) (по рассказам В. Шукшина)
Около тридцати лет назад не стало человека, который воспел жизнь со всеми ее звуками, красками, запахами. Это – Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл два десятка ролей – в общем, достаточно, чтобы войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одно – труд. О нем говорили как о “деревенском” писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его сердце – нервном, наполненном кровью и действительно страдающем, которое не выдержало своей ноши…
Ни
В одном из лучших рассказов Шукшина – “Охота жить”
Сергею Духанину не случайно 45 лет. На этом жизненном рубеже у многих людей происходит переоценка ценностей, переосмысление окружающего мира и своего места в нем. Сергей почувствовал, что малое добро, сделанное им, отозвалось большим счастьем и теплом в доме. Он пришел к мысли, что попытка понять человека и сделать для него что-то светлое – это величайшее счастье. Смысл этого рассказа заключен в таких строках: “Вот так живешь, думаешь, что когда-то будешь жить лучше… ” А ведь это и есть проявление нравственной силы личности! Василий Макарович призывает нас любить Человека, любить “чудинку” в людях, не мерить всех одной меркой. Правда, считал Шукшин, есть проявление души человека, она не может быть показной. Шукшин пишет очень самобытно, интересно, у него есть свой, шукшинский, слог, своя композиция.
Любовь к Родине, отцу, матери… Писатель не говорит о ней громких слов, боясь потревожить что-то очень трепетное в наших сердцах. Любовь к старикам – высшее проявление нравственной силы. Так главный герой рассказа “Как помирал старик” – старик Степан, проживший долгую трудную жизнь. Писатель рассказывает нам о последнем дне и смерти Степана и затрагивает многие обще человеческие вопросы. Например, мы видим, как жена Степана, с первого взгляда показавшаяся нам неласковой и даже сварливой, становится чуткой и доброй, раскрывается ее подлинная душа, сердце старухи “оттаивает”. Она просит прощение у мужа: “Ну, тогда прости меня, старик, если я в чем виноватая”. Страх остаться одной, потерять самого дорогого человека, с которым прожила всю жизнь, не оставляет ее. Старуха понимает, что любит старика и что жизнь ее без мужа потеряет всякий смысл. Старик тоже становится мягче, добрее. Он говорит: “Агнюша… прости меня… я маленько заполошный был… А хлеб-то рясный-рясный!..” Две мысли преследуют Степана перед смертью: мысль о жене и мысль о хлебе. Что еще можно сказать об этом? Человек, выросший на земле, любивший и работавший на ней, в итоге уходит в ту же землю. Старик думает в последние минуты не о себе, он завещает нам хлеб, то есть родной край, любимое дело. Простыми, неловкими словами он старается сказать о смысле жизни, о том, как она прекрасна… Но есть в этом коротком рассказе и другие, менее глобальные, но не менее актуальные проблемы. В частности, проблема взаимоотношений детей и родителей. Старик умирает один, только его жена остается с ним до конца.
Где же дети? Мишка отказался от них, Манька далеко, Петька “едва концы с концами сводит”. Всех любят и понимают отец и мать, всех прощают и жалеют старики. Но жалеют ли дети своих родителей? Нравственность – это и отношение к старым людям, особенно к тем, кто тебя вырастил, отдал тебе душу и сердце. Родители всегда оправдывают своих детей, видят в них только хорошие черты. Но должны ли дети злоупотреблять этим? Черная неблагодарность вырастает из малейшего невнимания, малейшей нечуткости. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнить свой сыновний долг. Но ведь на то мы и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги. В 1967 году Шукшин пишет удивительную статью “Нравственность есть Правда”. В ней есть такие строчки: “Есть культурная тетя у меня в деревне, та все возмущается: “Одна ругань! Писатель… ” Есть тети в штанах: “грубый мужик”. А невдомек им: если бы мои мужики не были грубыми, они не были бы нежными… ” Герои рассказов Шукшина, правда, иногда шокируют нас внешней грубостью и неотесанностью. Но талант читателя заключается в том, чтобы увидеть в самом непривлекательном человеке искорку доброты, света.
Шукшин говорил: “Как художник я не могу обманывать свой народ – показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой… Я верю в силы моего народа, очень люблю свою Родину – и не отчаиваюсь. Напротив”. Писатель ни на миг не отделяет себя от России, русской деревни, ее природы. Его герои ищут основы жизни в родной земле. В частности, в рассказе “Алеша Бесконвойный ” главный герой нашел себя в любви ко всему, что его окружает. Он обрел “покой в душе”, но ни в коем случае не самоуспокоенность. Величайших русских писателей волновала таинственная зависимость между землей и человеческой совестью. Недаром в “Преступлении и наказании” Раскольников целует землю, герой “Войны и мира” Андрей Болконский приходит к философскому пониманию жизни, глядя в бездонное небо Аустерлица. Егор Прокудин (герой “Калины красной” В. Шукшина) в сцене после свидания с матерью падает на землю, хочет удержаться на ней, ищет в ней поддержку и опору, высший нравственный суд.
Искусство должно учить добру. В. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видит самое дорогое богатство. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил он. С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин…
Поява символізму у віршах бодлера.