Лопахин как символ настоящего России (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

Роль Лопахина А. П. Чехов считал в пьесе “Вишневый сад” “центральной”. В одном из писем он так и говорил: “… если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится”. Что же особенного в этом Лопахине и почему именно его А. П. Чехов поместил в центр образной системы своего произведения?
Ермолай Алексеевич Лопахин – купец. Отец его – крепостной крестьянин, после реформы 1861 года разбогател, стал лавочником. Лопахин вспоминает об этом в разговоре с Раневской: “Мой отец был крепостным у вашего деда и отца… “; “Мой

папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья”.
Но времена меняются, и “битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал”, оторвался от своих корней, “выбился в люди”, разбогател, но образования так и не получил: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… ” Но не надо думать,
что в этой реплике сказывается лишь скромность героя. Лопахин любит повторять, что он мужик, но он уже не мужик, не крестьянин, а делец, коммерсант.
Отдельные реплики и замечания говорят о том, что у Лопахина есть какое-то большое “дело”, которым он поглощен всецело. Ему всегда не хватает времени: он или возвращается, или собирается в деловые поездки. “Знаете, – говорит он, – я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера… “; “Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как-то странно, точно чужие”; “Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого”. Понятно, что не все состояние досталось Лопахину по наследству, большая часть заработана его же собственным трудом, и путь к богатству не был для Лопахина простым. Но при этом он легко расстается с деньгами, давая их Раневской и Симеонову-Пищику взаймы, настойчиво предлагая Пете Трофимову.
Лопахин, как и каждый герой “Вишневого сада”, поглощен “своей правдой”, погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих. Но, несмотря на недостатки своего воспитания, он остро ощущает несовершенство жизни. В разговоре с Фирсом он иронизирует над прошлым: “Прежде очень хорошо было. По крайней мере драли”. Лопахина тревожит настоящее: “Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая… ” Он заглядывает в будущее: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Причины этой неустроенности Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования. “Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами… “; “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего”.
Лопахин – действительно центральная фигура произведения. От него тянутся ниточки ко всем персонажам. Он – связующее звено между прошлым и будущим. Из всех действующих лиц Лопахин явно симпатизирует Раневской. Он хранит теплые воспоминания о ней. Для него Любовь Андреевна “все такая же великолепная” женщина с “удивительными”, “трогательными глазами”. Он признается, что любит ее, “как родную… больше, чем родную”, искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект “спасения”. Местоположение имения “чудесное” – в двадцати верстах прошла железная дорога, рядом река. Нужно только разбить территорию на участки и сдавать дачникам, имея при этом немалый доход. По мнению Лопахина, вопрос может быть решен очень быстро, дело ему кажется выгодным, нужно только “поубирать, почистить… например, … снести все старые постройки, вот этот старый дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад… “. Лопахин пытается убедить Раневскую и Гаева в необходимости принять это “единственно правильное” решение, не понимая, что своими рассуждениями глубоко ранит их, называя ненужным хламом все то, что долгие годы было их родным домом, было дорого им и искренне ими любимо. Он предлагает помочь не только советом, но и деньгами, но Раневская отвергает предложение об отдаче земли в аренду под дачи. “Дачи и дачники – это так пошло, простите”, – говорит она.
Убедившись в тщетности своих попыток уговорить Раневскую и Гаева, Лопахин сам становится владельцем вишневого сада. В монологе “Я купил” он весело рассказывает, как прошли торги, радуется тому, как “схватился” с Деригановым и “обставил” его. Для Лопахина, крестьянского сына, вишневый сад – часть элитарной аристократической культуры, он приобрел то, что двадцать лет назад было недоступным. Неподдельная гордость звучит в его словах: “Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай… купил имение, прекраснее которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню… ” Это ощущение пьянит его. Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни: “Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!.. Идет новый помещик, владелец вишневого сада!..” И все это в присутствии плачущей старой хозяйки имения!
Жесток Лопахин и по отношению к Варе. При всей тонкости его души, ему не хватает человечности и такта, чтобы внести ясность в их отношения. Все вокруг говорят о свадьбе, поздравляют. Он и сам говорит о женитьбе: “Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка… ” И это – его искренние слова. Варя, безусловно, нравится Лопахину, но он уклоняется от брака, то ли от робости, то ли от нежелания отказаться от свободы, от права самому распоряжаться своей жизнью. Но, скорее всего, причина в излишней практичности, которая не допускает такого просчета: жениться на бесприданнице, не имеющей никаких прав даже на разоренное имение.
Отзывы действующих лиц о Лопахине очень противоречивы. Для Раневской он “хороший, интересный человек”, для Гаева – “хам”, “кулак”, для Симеонова-Пищика – “громаднейшего ума человек”. Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: “Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен”. Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: “… Как-никак все-таки я тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… ” Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает, на мой взгляд, позицию автора. Чехов, как художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между положительными качествами человеческой натуры “новых хозяев” и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства.
Движение истории неумолимо – говорит нам автор. Эпохи сменяют друг друга, разрушается прежний уклад жизни, создается новый. Как это происходит? Всегда ли человек может осознать, что наступает “переломный момент”? Каждый ли готов к переменам? “Новый хозяин”, Лопахин, принимает правила современной жизни, он олицетворяет новое время. Это и выдвигает его на центральное место в пьесе. Ему единственному дано приблизиться к настоящей правде, к пониманию сущности эпохи. В действиях Лопахина есть логика, его стремления оправданны. Но ясен и его дальнейший путь. И на этом пути нет места красоте, душевности, человечности. А потому Лопахин – только настоящее. Будущее – за другими людьми.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір за що відповідає людина.
Ви зараз читаєте: Лопахин как символ настоящего России (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)
Copyright © Українська література 2024. All Rights Reserved.