“Пророк” (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)
Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин “Пророк”
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно художественную программу. Это “Кинжал” (1838 г.), “Поэт” (1838 г.), “Не верь себе” (1839 г.), “Журналист, Читатель и Писатель” (1840 г.) и, наконец, “Пророк” – одно из последних и наиболее значительных стихотворений
В стихотворении “Пророк” свое развитие “пушкинской” темы Лермонтов подчеркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: “С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка… “. И вот показывает Лермонтов судьбу того, кто, вняв “гласу
В стихотворении “Пророк” звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и ее непостижимость – важная тема лирики Лермонтова. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий. Если пушкинское последние стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” устремлено в будущее, то лермонтовский “Пророк” полон отчаяния, в нем нет надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не пропали даром. Осмеянный, презираемый пророк – вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Лермонтовскому “Пророку” внемлет лишь мирная, незнающая людских пророков природа (“И звезды слушают меня, Лучами радостно играя”), “шумный град” же встречает его насмешками “самолюбивой” пошлости, неспособной понять высокое аскетическое инакомыслие.
В соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема “Пророка” раскрывается как трагическая. Она весьма многогранна: это и образ общества враждебного “любви и правде”, и образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагичной разобщенности интеллигенции и народа, их взаимного непонимания.
Белинский относил “Пророка” к лучшим созданиям Лермонтова: “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!… “
Твір стаття на тему.