Добро и зло в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (3)
Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо,..
Гете
Вершиной творчества Михаила Афанасьевича Булгакова стал роман “Мастер и Маргарита”, в котором основную философскую линию составляет тема добра и зла, их противоборства и их взаимосвязи.
Добро и зло.. Сколько существует мир, столько существует спор между “тьмой” и “светом”, между положительным и отрицательным началами. И все это время люди стараются разграничить эти понятия. Отделить одно от другого, противопоставить. Но потому-то и продолжается
События, описанные в романе, разделены во времени и пространстве. Но они объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Искали эту истину библейские герои: Понтий Пилат – прокуратор Иудеи “в белом плаще с кровавым подбоем” и подсудимый Иешуа. Прокуратор ассоциируется с жестокостью и хладнокровием. Да и сам он называет себя “свирелым чудовищем”.
Пилат поставлен перед выбором: пойти по пути зла и сохранить карьеру или отстоять добро, сохранить свою душу и совесть чистыми. Такой выбор жизнь ставит перед каждым из нас, перед всем человечеством. И ошибаются те, кто стремится избежать необходимости сделать этот выбор, потому что справедливость рано или поздно восторжествует и зло будет наказано. “Все будет правильно, на этом построен мир”., – утверждает Воланд. В романе Воланд – специалист по черной магии, то есть по злу. Именно он обладает правом наказывать людей, творящих зло. По его решению Берлиозу отрезает голову трамвай, Иван Бездомный попадает в психиатрическую клинику, Лиходеева вышвыривают из собственной квартиры, финдиректора Римского превращают в жалкого запутавшегося старика, буфетчик, торгующий “осетриной второй свежести”, умирает от рака. Воланд просвечивает человечество, словно рентгеном, раскрывая всю глубину и размеры царящего в нем зла. На его балу нескончаемой чередой проходят “короли, герцоги, кавалеры, самоубийцы, висельники, отравительницы и сводницы, тюремщики и шулера, палачи, доносчики, изгнанники, безумцы, сыщики, растлители”. И каждого из них ждет своя участь, неминуемое наказание за грехи и зло. Вражда, распри, недоверие к людям инакомыслящим, зависть и жадность господствуют в мире. И Воланд обнажает сущность всех негативных явлений в обществе, показывает в истинном свете все скрытые пороки человечества.
Всему этому злу в современном мире пытается противостоять Мастер, трагическая судьба которого во многом пересекается с судьбой Иешуа. Мастер также подвергается великим испытаниям за попытку написать роман об Иисусе. Его единственным стремлением было напомнить людям о проповеди добра и любви. Он уверен в том, что все люди не могут стать добрыми и что им нужно прощать обиды. Мастер пока не постиг высшей правды, но его вера в то, что “рукописи не горят”, если это честные книги, дает ему право на понимание в’будущем высшей правды и гармонии мира.
Временной интервал длиной почти в два тысячелетия разделяет события романа о Иешуа и романа о Мастере. Но проблемы, возникающие в библейском и современном мире, не меняются. Философские раздумья о добре и зле присутствуют в спорах Пилата и Иешуа и разговорах Воланда с обывателями. Таким образом, автор утверждает, что проблемы эти актуальны для любой эпохи и даже связаны друг с другом неразрывной связью.
Воланд в романе Булгакова не вносит в мир зла, а только судит его. Зло приходит через самого человека. Точно так же только через человека приходит добро – Иешуа не вносит в мир добра, а лишь отстаивает его своим поведением. Ни Воланд, ни Иешуа не вмешиваются в дела и поступки людей. Они являются только своеобразными “индикаторами” этих поступков. Добро или зло совершают сами люди. Только люди делают этот неизбежный выбор в своей жизни. Понтий Пилат в свое время делает свой выбор, но Маргарите жаль его, она готова вмешаться в его судьбу, так же как в судьбу несчастной Фриды или в судьбу Мастера. Потому что она изначально выбрала добро. В ее сердце живет милосердие. То же милосердие руководит и женщиной в зале, которая, глядя, как Жоржу Бенгальскому отрывают голову, кричит: “Ради бога, не мучьте его!” И толпа, которая вторит ей: “Простить! Простить!”, тоже проявляет милосердие. Но такая же толпа в свое время потребовала от Пилата казни Иешуа. “Ну что же… – говорит Воланд, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что же… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних”.
Маргарита защищает добро, но ей противостоит организованная система зла, сопротивляться которой в одиночку невозможно. Для того чтобы победить мир, который “во зле лежит”, Маргарите необходимо что-то сверхъестественное. И она заключает договор с дьяволом – становится ведьмой. Этим она искажает саму человеческую природу – но это ее плата за стремление победить в мире зла.
Погибнуть героине не дает лишь ее самоотвержение, ее способность к предельному самопожертвованию. Она готова погубить душу, чтобы только спасти Мастера. И она спасает свою любовь. Но теперь ей предстоит пройти очищение огнем и смертью. Маргарита приносит жертву во имя любви. Мастер также жертвует собой – ради того, чтобы дать жизнь своей книге. Этим автор утверждает главную истину – свершение блага, добра невозможно без творческого участия зла, добро и зло составляют единое целое, которое и носит название “жизнь”. Они вместе образуют порядок – ту самую правильность, справедливость, о которой говорил Воланд. Вот почему Воланд и Иешуа всегда будут следовать в сознании людей рядом – как полюсы единого мироздания. Выбирая сторону Иешуа, человек заслуживает свет, на стороне Воланда – тьма. Но всех их ждет “жизнь вечная”.
Левий Матвей, до конца следующий за Иешуа, так же вечен, как гости на балу у Воланда. Только сам человек способен отличить добро от зла, и в этом заключается его свобода и его ответственность. Но являясь властителями в своей сфере: Иешуа – в сфере добра, Воланд – в сфере зла – обе стороны способны мерить людей только своими мерками. Поэтому Иешуа никогда не осуждает зла, отстаивая добро, так же как и Воланд не борется с добром, а осуждает и высвечивает только зло.
Создавая свое произведение, Булгаков стремился показать людям, насколько ошибочно и даже опасно недооценивать зло, точно так же, как слишком прямолинейно истолковывать взаимоотношения с добром. В таком истолковании проблемы добра и зла, как универсальных принципов бытия, с которыми имеет дело человек, автор “Мастера и Маргариты” ближе всего стоит к философии К. Г. Юнга с его предупреждением относительно необоснованного оптимизма христианской доктрины о человеке и Боге.
Роман М. А. Булгакова удивительно сложен и многогранен. Он стоит вне пределов одной темы или одной эпохи. Он вечен, потому что вечны не только вопросы, затронутые автором – борьба добра и зла, поиски высшей истины, – но и вечна любовь, соединившая его героев. Даже человек, который не верит ни в Бога, ни в дьявола, ни в чудеса, читая произведение великого писателя, начинает остро ощущать реальность его персонажей: Воланда и Понтия Пилата, Иешуа и Мастера, Маргариты и Берлиоза и целой вереницы других, ярких, живых персонажей, которым подарил вечную жизнь гений М. Булгакова.
Поради майбутньому оратору.