“Герой времени” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2)



Проблема “героя времени” в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление “века нынешнего” “веку минувшему”. Появление в эпоху подготовки декабрьского восстания нового типа личности, выразителя прогрессивных идей времени. В пьесе итог новый тип личности воплощен в образе Чацкого.
Чацкий – выразитель идей “века нынешнего”. Анализ монологов Чацкого и его споров с представителями фамусовской Москвы. Противопоставленность

героя остальному обществу по всем важнейшим общественно-политическим и нравственным вопросам того времени:
А) отношение к крепостному праву: воспоминание Чацкого о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак;
Б) отношение к образованию: Чацкий наделен “ждущим познаний” умом, “славно пишет, переводит”, отличается свободомыслием, недаром Фамусов считает, что “сумасшедшим” Чацкого сделала его “умность”, то есть глубокие знания и свободное мышление; он же называет Чацкого за вольнодумие “карбонарием”;
В) отношение
к общественному мнению:
Да и кому в Москве не затыкали рты
Обеды, ужины и танцы?
Г) отношение к чинопочитанию и подхалимству:
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели;
Д) отношение к насилию иностранцев:
… чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
Или:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев;
Е) возмущение нравственным падением столичного общества мужчин, той ролью, сгорая нередко отводится мужу в семье:
Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей
Высокий идеал московских всех мужей.
(Можно добавить, что из Молчалина получился бы такой же муж рядом с Софьей; образец “мужа-мальчика” в комедии – Горич);
Ж) стремление Чацкого “служить”, а не “прислуживаться”, служить “делу”, а не “лицам”, его “связь с министрами” и дальнейший полный разрыв – намек на желание прогрессивно настроенной части молодежи преобразовать общество мирным, просветительским путем. Его поездка за границу была связана не только с “поисками ума”, то есть идеей самосовершенствования, но и с необходимостью обрести единомышленников в своем деле. Такова еще одна особенность “героя времени” первой четверти XIX века.
Непримиримость взглядов между Чацким и фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию. По замечанию Гончарова, его роль “страдательная”: в одно и то же время он и “передовой воин”, “застрельщик”, и при этом “всегда жертва”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Твір відгук про книгу.
Ви зараз читаєте: “Герой времени” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2)