Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова

Имя Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова) – это не просто имя одного из самых ярких писателей XX века. Это имя настоящего русского человека, вышедшего из народа и как никто другой понимавшего мельчайшие подробности души народа. В его произведениях часто сочетаются мечта и дело, утопия и реальность, “вечные” вопросы и попытки их немедленного практического решения. И это не случайно, ведь истоки такого особого сочетания противоположных и противоречивых явлений кроются в самом характере Платонова – исконно русском, народном

характере человека, родившегося и выросшего в российской провинции, в Ямской слободе на окраине Воронежа. Конечно же, и героями его повестей и рассказов могли стать только те, кто был ему ближе всего по духу, – простые русские люди.
Именно характер русского человека, его стремления, цели, мечты, его нравственные идеалы и духовные ценности раскрываются перед нами со страниц произведений писателя. Безусловно, эти люди, эти герои очень разные. У каждого из них свой индивидуальный внутренний мир, свои сокровенные мечты и желания, своя судьба, своя история. Но всех их без труда можно выделить из вереницы
других персонажей – угнетателей, господ, хозяев жизни. Всех этих простых людей объединяет главное – их искренность, их нравственность, их чистота. А еще – важнейшее свойство человеческой души – умение искренне, самозабвенно любить. Ведь без любви не может быть на земле счастья. Потому-то так несчастливы многие герои первых повестей Платонова: Фадей Попов, Исаак Матиссен и Егор из “Эфирного тракта”, Маркун из одноименной повести, Петер Крейцкопф из “Лунной бомбы”, инженер Вогулов из “Потомков солнца”. У всех этих людей есть в жизни высшая цель. Они мечтают переделать мир, построить новую жизнь, заставить работать на человека весь свет, подчинить материю, “случайную нечаянную жизнь человека превратить в вечное господство над чудом вселенной”. Но одно омрачает жизнь героев – у них нет любви, а значит, нет счастья. И все их усилия оказываются бессмысленными. А простая девушка Валя, любящая Егора Кирпичникова, оказывается выше и лучше их всех, хотя и равнодушна к их высокой философии. Но она познала главное – чувство любви. Ей ничего не нужно, кроме поцелуя любимого человека. К сожалению, ее возлюбленный занят исключительно наукой и потому оказывается ущербным человеком.
В своих произведениях А. Платонов подчеркивает, что технологический подход к миру опасен, если он не одухотворен любовью. И потому жалок в своих уникальных идеях Матисеен, способный только разрушать, не понимающий мук и боли собственной матери. Гениальность без любви и милосердия, без сострадания и человечности становится абсолютным злом, уверен писатель. Невозможно победить мир с помощью насилия: “Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного”. Так постепенно формируется одна из главных черт характера лучших платоновских героев – сочетание инженерной мысли с любовным отношением к объекту переделки.
Отношение к любви как к уникальному чувству пришло к писателю из христианства. Потому, видя, как разрушаются религиозные каноны, он стремился предостеречь людей: “Душа нынешнего человека так сорганизована, так устроена, что вынь из нее веру, она вся опрокинется, и народ выйдет из пространств с вилами и топорами и уничтожит, истребит пустые города, отнявшие у народа его утешение, бессмысленное и ложное, но единственное утешение”. Этим он хотел сказать, что у людей нельзя отнять веру, не дав ничего взамен. Потому что русский человек чувствует острую необходимость во что-нибудь верить. Только тогда жизнь для него имеет какой-то смысл.
Герои Платонова ищут эту веру. И многие из них находят ее в революции, в возможности лучшей жизни. Революция пробуждает сознание народа, вызывает потребность мыслить и решать, потребность осознать себя личностью, способной внести свой значимый вклад в историю. Писатель стремится показать новый тип личности, который рождает новая эпоха, показать, какая мысль зарождается в человеке, мозг которого закипает от напряжения, кровь которого начинает быстрее течь в жилах.
И именно революция становится тем самым великим проектом, в котором у человека существует кровная, личная нужда. Так, герой повести “Сокровенный человек”, Фома Пухов, искренне верит, что революция дает не меньше, а даже больше, чем религия. Она дает людям реальное бессмертие. В революцию, как некое высшее чудо, верят и герои романа “Чевенгур”. Саша Дванов нисколько не сомневается в том, что в будущем мире мгновенно уничтожится тревога Захара Петровича, а отец-рыбак найдет то, ради чего он своевольно утонул. Эта новая вера рождает героев с колоссальной нравственной и физической энергией, таких как Степан Копенкин, рыцарь революции, который “верил в точность плаката и, чтоб не растрогаться, боялся его расшивать”.
И все же мечты народа о счастливом безоблачном будущем – не больше чем утопия. И потому чаще всего трагичны произведения Платонова, трагичны судьбы его героев. Создавая разные, часто фантастические миры, например в романе “Чевенгур”, повестях “Джан”, “Епифанские шлюзы”, автор пытается понять, в чем же настоящая правда народа. В его произведениях появляются, сосуществуют или даже соперничают несколько правд: правда великих государственных замыслов, правда отдельно взятого человека и правда натурального, естественного существования народа, долго воспринимавшаяся писателем как единственная и главная. И Платонов постепенно приходит к мысли, что богатая русская душа вмещает или, по крайней мере, стремится вместить в себя все эти правды. “Массовый” человек все чаще начинает задумываться о цели и смысле движения страны к будущему и о своем личном месте в этом движении.
Человеку необходимо знать цель, потому что история поставила его в условия, когда он ежедневно находится на границе между жизнью и смертью, а борьба за существование становится тяжелым трудом. И если отсутствует цель этой борьбы, то труд обессмысливается. Для русского человека цель возможна только одна – счастье. И ради будущего счастья он готов терпеть любые трудности. А счастье для него – это свобода души. Именно душа – ключевое понятие всего творчества А. Платонова. Душа – средоточие связей человека с миром, средоточие любви, веры, ответственности. А еще – памяти. Так, в рассказе “Взыскание погибших” описано горе матери, потерявшей детей. Она чувствует, что теперь “ей никто не нужен, и она зато никому не нужна”. Но все же “сердце ее было добрым, и от любви к погибшим оно захотело жить за всех умерших, чтобы исполнить волю, которую они унесли с собой в могилу… Она знала свою долю, что ей пора умирать, но душа ее не смирялась с этой долей, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто сбережет их в своей любви, когда сердце перестанет дышать”.
Да, русский народ наделен неповторимой, чуткой, отзывчивой, пламенной душой. Он способен искренне любить и верить. И, движимый верой и любовью, русский человек готов идти вперед, преодолевать преграды, бороться с горем и отчаянием на пути к счастью и свободе духа. Но трагедия этого народа, этих людей, по убеждению Платонова, в том, что народ еще не созрел для самостоятельного, ответственного существования. В годы войны писатель надеялся, что с победой жизнь народа изменится к лучшему. Но оказалось, что победить внешние силы зла гораздо легче, чем справиться с собственной огрубелостью и черствостью.
А. Платонов не идеализировал русского человека. Он видел его недостатки, понимал, в чем его слабость. Война, то горе, которое выпало на долю всего русского народа и каждого отдельного человека, ожесточила сердца многих людей. Они сознательно закрывают глаза, закрывают душу, “не желая видеть и чувствовать боли”, которая заполонила все вокруг. Но душа, живая душа русского человека рано или поздно все же вырывается наружу. Именно так и произошло с героем рассказа “Возвращение” Алексеем Ивановым. Он вдруг “почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем”.
Именно те, кто способен чувствовать мир “обнаженным сердцем”, и становятся наиболее частыми героями произведений Платонова, особенно его поздних рассказов. Вместе с этими героями писатель приходит к пониманию того, что всякая жизнь есть, прежде всего, боль и страдание. Но именно жизнь является высшей ценностью человеческого существования. Арусский народный характер, русская душа настолько богатая, чуткая, живая, что всегда сможет преодолеть страдания и найдет в себе силы, чтобы продолжать жить. Таким образом, в конце своего творческого пути Платонов пришел к окончательному осознанию истинного и ложного в русском человеке. Истинным является все естественное, внутреннее, вышедшее из души; все человеческое. А именно душа, человечность, нравственность, естественность и определяют настоящий народный характер.
Подводя итог всему сказанному, можно с уверенностью сказать, что всю свою жизнь Андрей Платонов посвятил тому, чтобы донести до нас, его читателей главную истину – раскрыть всю полноту и многообразие, все богатство и неповторимость, всю уникальность и красоту русской души, русского народного характера.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір душу я у вишиванку вкладаю.
Ви зараз читаєте: Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова
Copyright © Українська література 2024. All Rights Reserved.